Ланкинен А.Г. - Испанский язык в современном российском обществе. Почему в России растет число людей, изучающих испанский язык?

Андрей Ланкинен

Испанский язык в современном российском обществе.
Почему в России растет число людей, изучающих испанский язык?

Испанский или кастильский язык (исп. español, castellano) — плюрицентрический иберо-романский язык, зародившийся в средневековом королевстве Кастилия.

Относится к индоевропейской семье языков (романская группа, иберо-романская подгруппа). По разным оценкам, во всём мире на испанском языке говорят от 450 до 500 миллионов человек (включая тех людей, для которых испанский является вторым языком).   

Последние годы в структуре изучаемых в России языков произошло значительное изменение: на смену другим европейским языкам в лидеры неожиданно вырвался испанский язык, который с большим отрывом опередил, традиционно изучаемые: немецкий и французский, оставляя все же первостепенную роль английскому языку, участь которого в наибольшей степени предопределена большой политикой и мировой экономикой. В чем же причина столь выдающегося роста интереса к испанскому языку?

В СССР языки учили все и не знал никто, кроме узкого круга специалистов, которые, в свою очередь, никогда или почти никогда не выезжая за рубеж, знали их блестяще. Их изучение всегда обуславливалось политическими и экономическим причинами. Именно тогда, в конце 30-х гг. впервые в СССР накануне гражданской войны в Испании появилась потребность в специалистах, владеющих испанским языком. Второй виток интереса к изучению связан с кубинской революцией, затем Никарагуа и в целом политическими процессам в Латинской Америке И все же, несмотря на внедрение в среднее образование, испанский язык все еще считался экзотическим.

Именно в последние годы интерес к нему приобрел массовый характер: испанский язык преподают где-угодно и кто угодно, спрос рождает предложение. В чем же основные факторы массового интереса к испанскому языку?

Очень хочется поставить на первое место культурно-исторический аспект. Все-таки эта глобальная мировая цивилизация, созданная великими католическими королями Фердинандо и  Изабель, оставила образцы крупнейших культурных достижений, а затем империя развалилась на десятки государств, каждое их которых, обогащенное богатством субстратных культур, родило свою, абсолютно индивидуальную культурно-философский единицу, ценность которых, тем не менее, базируется  на богатстве общего испанского языка.

«Se llevaron el oro y nos dejaron el oro… Se lo llevaron todo y nos dejaron todo… Nos dejaron las palabras.»

Neruda

«Они увезли с собой золото и оставили нам золото. Они забрали у нас все, и оставили нам все… Они оставили нам слово…»
Неруда

Безусловный интерес современной молодежи прежде всего, связан со странами Латинской Америки, с ее  массовой культурой, где безмятежно распевают Шакира и Хуанес, назначенная США «главной латинкой» Дж. Лопес, «состряпанные» Голливудом под латинов, испанские актеры, Бандерас и Пенелопе Крус.

Помимо массовой культуры,  литература стран Латинской Америке, неожиданно выдвинувшись в мировые лидеры в 20 веке, стала одним из самых притягательных объектов изучения передовой молодой интеллигенции. Трудно переоценить влияние таких мастеров как Маркес, Борхес, Кортасар, Льоса на развитие мирового культурного процесса и российская интеллектуальная элита не могла не остаться вне этих событий.

Не знать Маркеса - это неприлично, не обладать элементарными познаниями  в этой области - нонсенс. Это, в свою очередь, порождало интерес к изучению испанского языка.

Вместе с тем, в российском обществе шли не только процессы приватизации и потери национального сознания,, но формирования новой буржуазии, вкусу которой соответствовало обладание образцами моды и стиля мировой буржуазии. Испанские модные бренды, такие как Zara, Mango, PacoRabane, ароматы LOEWE стали привычными и располагали к более тесному общению со страной Мурильо и Лорки.

Наконец, началась повальная скупка недвижимости в прибрежных испанских регионах. Эта недвижимость покупалась и покупается, конечно, не из любви к испанской истории или литературе. Это скорее реакция на нестабильность политико-экономической ситуации в России, желание спрятать деньги от ненасытной государственной машины, готовой сожрать всех и вся, желание гарантированных инвестиций и светлого спокойного будущего, желание «отгородить» себя от «любимых»сограждан, а, может быть, и устроить свою жизнь по-новому. Новая буржуазия вслед за олигархической верхушкой не связывала ни свою жизнь, ни жизнь своих детей с Россией и в этом смысле Испания как нельзя более подходила этим чаяниям.

Испания всегда была страной пожилых иностранцев, Доброжелательный неконфликтный и веселый характер испанцев, прекрасный климат и кухня, наличие огромного числа историко-художественных ценностей,  терпимость к иностранцам всегда привлекала большое число англичан, голландцев немцев.

Однако в отличие от них, живущих, как правило, не особо утруждая себя контактами с населением и знанием испанского языка, русский дух требовал хотя бы элементарного взаимодействия с местной средой-основой которого, конечно, является знание испанского языка. Таким образом, подавляющее число сограждан начало, вне зависимости от возраста, способностей и социального статуса, изучать испанский язык, превращая испанский язык в один из ведущих вторых языков новой русской буржуазии.

Если дорисовывать картину полностью, на политическом небосклоне опять возникла Латинская Америка с ее харизматичным лидером, провозглашающим «социализм 21 века» Уго Чавесом, своим ярким и независимым поведением привлекший к себе сторонников и в нашей стране.

Его экономическое сотрудничество, особенно с российскими регионами, также сформировало дополнительный интерес к испанскому языку.

Подводя итог, следует отметить, что все эти факторы, возможно, носят и временный характер, но. если  и так, то на сегодняшний день следует признать, что изучение испанского языка имеет в России прочные и многообразные формы, культурологические, политические, социальные.

EspanolEn español   EspanolIn english


10 сентября 2017

Консультации по грамматике современного испанского языка

Каждую неделю по субботам ( время оговаривается предварительно) консультации по грамматике испанского языка,

Любая тема, которая для вас представляется трудной или требует дополнительной тренировки.

 

Подробнее »

04 августа 2017

Новая нулевая группа

16 академических часов. Мини-группа ( до 5 человек )

2 раза в неделю по 2 академических часа.

Занятие с 19-00 по вторникам и пятницам

Стоимость 470 руб.-академический час. Оплата помесяно.

29 июля 2017

Клип об испанской группе из Сарагосы

апрель 2017 при содействиии " Официальной школы иностранныч языков " ( Cарагоса, Испания) была органиована программма " Русский язык среди друзей!

с участием преподавателей и студентов центра. Отличная практика языкового обмена в паре русский-испанский!

Смотрите по  ссылке ниже.

 

Подробнее »

07 июля 2017

Требуется менеджер с испанским языком

Подробнее »

19 июня 2017

Обучение в Испании.

Испанский язык в Испании.  Нашими партнерами являются 
более 50 школ в различных регионах. Запросите дополнительную информацию. Только проверенные школы. С нами вы никогда не переплачиваете.

Подробнее »
Словарь профессиональных переводчиков испанского языка
Слово/фраза на русском/испанском
Сначала выводить результаты из словаря: