Анна Орлова - Фонд «Гала-САЛЬВАДОР ДАЛИ» — пресс-релиз, перевод

Фонд  «Гала-Сальвадор Дали» был создан в 1983 году Сальвадором Дали (1904 – 1989). В соответствии с уставом фонда, его задачей является: "Продвижение, развитие, распространение, повышение престижа, защита и охрана на территории испанского государства, а также всякого другого государства, художественного, культурного и интеллектуального наследия художника, его имущества и прав любого характера; его жизненного опыта, его мысли и его стремлений, его проектов и идей, а также художественных, интеллектуальных и культурных произведений; его памяти, а также всемирного признания его гениального вклада в  развитие изящных искусств, культуры и современной мысли».

Сальвадор Дали являлся председателем и руководителем Фонда вплоть до своей смерти в 1989 году. В 1991 году попечительский совет фонда назначил новым президентом Рамона Бойсадоса и Мале. Деятельность руководящих органов фонда «Гала-Сальвадор Дали»  осуществляется на основе решений Попечительского совета, состоящего из 21 члена: 12 попечителей, чье назначение носит частный и пожизненный характер и 9 попечителей, назначаемых различными государственными органами (испанским государством, Женералитатом Каталонии, муниципалитетом  Фигейраса и муниципалитетом Кадакеса). В свою очередь,  каждый из 21 члена  входит в один из трех рабочих комитетов,  реализующих соответственно три направления руководства:  комитет экономики, комитет искусства и комитет по внешним связям. Их Величества король Дон Хуан Карлос и королева Донья София являются Почетными Президентами, а ее Королевское высочество Инфанта Донья Кристина является пожизненным членом попечительского совета.

Фонд «Гала-Сальвадор Дали» и его отделения располагаются в башне «Галатея», здании, названном так Сальвадором Дали в честь его жены Галы. Башня «Галатея» находится рядом с Театром-музеем Дали; там художник провел последние годы своей жизни. Прежде чем переехать  туда, Дали дал подробные указания относительно художественного оформления внешней части здания, в декоре которого особенно примечательны многочисленные скульптуры в форме яйца, хлеба и манекенов, украшающих фасад.

На попечении фонда находятся три музейных объекта: театр-музей Дали в Фигейрасе (где находится постоянная выставка Дали- драгоценностей); дом-музей Сальвадора Дали в    Портлигате (Кадакес); а также Замок Гала-Дали в Пуболе (где имеется зал, предназначенный для временных экспозиций). Поддержание работы этих трех центров, их содержание и развитие является постоянной задачей развития музейной работы, поскольку они представляют собой три комплекса с уникальными и весьма специфическими характеристиками, как в плане своего архитектурного облика, а также богатства и разнообразия того достояния, которое они содержат и представляют для обозрения, так и в плане количества и многообразия посетителей, которых они ежегодно принимают.

C 1991 года фонд расширил театр-музей, пристроив новые залы, а также выполнил важную задачу по модернизации его оборудования с целью достижения необходимых стандартов качества.  В этом отношении примечательна проведенная работа по полной перестройке геодезического купола музея, созданного в 1998 году, — подлинной эмблемы как самого музея так и всего города.

В ведении фонда также находится коллекция работ Сальвадора Дали и архитектурный ансамбль, представляющие собой уникальный комплекс.
Их составляют тысячи экспонатов, дающих представление обо всех периодах творчества Дали  и более четырех тысяч произведений, которые характеризует богатейшее разнообразием примененных техник, материалов, в том числе вспомогательного характера: живопись, рисунок, скульптура, гравюра, драгоценности, голограммы, фотографии, стереоскопические работы и т.д.

Значительная часть этих произведений входит в  постоянную экспозицию театра-музея Дали, остальные выставляются на временных экспозициях, которые организуются в самом музее и за его пределами, как в рамках проектов самого фонда, так и в проектах по проведению выставок по всему миру. Среди временных выставок, проведенных за последние годы в ряде городов по всему миру, можно отметить следующие: «Дали. Архитектура»  (была проведена в 1996 году в выставочном салоне «Де Ла Педрера», Барселона); «Сальвадор Дали. Семейный альбом» (1998), а также «Сальвадор Дали. Сон Венеры» (1999, 2000, в 2003 году была представлена в Нью-Йорке); также «Сальвадор Дали и сила воображения» (Швеция, 2001 год). Помимо многочисленных выставок за пределами музея, фондом также организовывались различные выставки-антологии произведений Сальвадора Дали из работ, взятых из его собственных фондов: «Век Дали» (Саламанка, 1995), «Гений Дали» (Чили, 1996), «Вселенная Сальвадора Дали» (Япония, 1999), «Оригинальные произведения Сальвадора Дали» (Китай, 1999), «Дали, гений XX века» (Тайвань и Китай, 2001), «Дали, исключительность и миф» (Греция, 2002), «Os Dalis de Dali» (Галисия, 2003), и «Дали. Творец, единый со своим временем» (Сантандер, 2003). Более подробная информация на данную тему представлена в программе мероприятий года Дали.

В последние годы,  фонд осуществлял активную политику приобретения работ Сальвадора Дали,  которые пополнили состав его коллекций. Начиная с 1991 года было приобретено более 100 работ, среди которых особо стоит отметить такие, как: «Апофеоз доллара» (1965 г.), «Портрет моей кузины Анны Марии» (1920-1822 гг.), «Венера и моряк» (1925 г.), «Сюрреалистическая композиция с невидимыми персонажами» (1926 – приблизительно 1936 гг.), «Cредний языческий пейзаж» (1937 г.), «Девушка из Фигейраса» (приблизительно 1926 г.), «Мясо праздничной курицы» (1928 г.), «Вильгельм Телль и Градива» (1931), «Параноидальная метаморфоза лица Галы» (1932), «Старик в сумерках» (1918), «Фигура и драпировка на фоне пейзажа» (приблизительно 1934 г.), акварели на бумаге выполненные  в 1922-1923 гг., «Портрет Лоуренса Оливье в роли Ричарда III» (1955 г.),  «Затмение и растительный осмос» (1934 г.), этюд «Моя обнаженная жена смотрит на свое тело,  ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой» (1945 г.),  серия картин маслом «Святой Иероним» (1960 г.), «Портрет рисующего Эмилио Ферри» (1934 г.), «Чувство скорости» (1931 г.), «Нос Наполеона, превратившийся  в беременную женщину, печально прогуливающуюся среди руин» (1945 г.),  а также рисунок «Le couple» * (1) (1933 г.). В 2003 году на аукционе были куплены картины, написанные маслом «Le peche originel» * (2) (1941 г.), «Trois femmes imitant le mouvement d’un voilier» * (3) (1940 г.)

В 2004 году были изданы репродукции картин «Пятьдесят абстрактных образов, которые при разглядывании с расстояния в два ярда превращаются в трех Лениных, переодетых китайцем, а с расстояния в шесть ярдов выглядят, как голова тигра» (1963 г.),  «Фигуры, провалившиеся в песок» (1926 г.), «Празднество в пустыне» (1921 г.) и рисунка «Портрет Фрейда» (1937 г.). В 1999 году было сделано исключительное приобретение: 39 украшений из золота и драгоценных камней из коллекции Оуэна Читама и 27 оригинальных рисунков. Начиная с 2001 года, данная коллекция представлена в виде постоянной экспозиции в секции «ДАЛИ – ДРАГОЦЕННОСТИ» в Театре-музее.
      
C момента своего создания, фонд Дали осуществляет обширную работу по сбору  материалов и формированию архива и библиотеки, содержание которых находится с 1991 года в ведении Центра исследований Дали. Центр занимается академическими исследованиями и содержит личную библиотеку Галы и Дали, их рукописи, документы, а также 8.000 исторических фотографий. В центре также имеются кинематографические материалы (более 8.000 томов) и материалы прессы, а также выставочные каталоги, предоставляемые в распоряжение специалистов, историков и студентов-искусствоведов, чьей специализацией является  творчество Сальвадора Дали и сюрреализм.
      
Среди изданий, опубликованных по заказу фонда, следует отметить такие как путеводитель по театру-музею Дали (издание «Электа», 1994 г.), путеводитель по дому-музею «Замок Гала-Дали» в Пуболе (издание «Эскудо дэ оро», 1997 г.) и путеводитель по дому-музею Сальвадора Дали в Портлигате (издание «Эскудо дэ оро», 1998 г.). Среди других изданий, выполненных по инициативе Фонда – книги, написанные самим Сальвадором Дали: «Дневник: 1919 – 1920 „Les meves impressions i records intims“*(4) (Издание „Эдисьонс 62“, 1994 год),  „L’alliberament dels dits.*(5), „Полное собрание каталонских произведений“ (Издание „Квадернс Крема“ 1995), а также книга Феликса Фанеса „Сальвадор Дали. Конструкция образа, 1925 – 1930“ (издание „Электа“, 1999). В рамках мероприятий Года Сальвадора Дали, были издан ряд публикаций, в том числе совместно с другими организациями, среди которых стоит отметить „Полное собрание произведений Сальвадора Дали“, „Дали: Треугольник Эмпорды“ (издание выполнено под руководством издательства „Планета“), а также детские рассказы и аудиовизуальные материалы на CD-ROM и DVD („Барселона Мультимедиа“).

При Фонде работает Комиссия по аккредитации и каталогизации, задачей которой является исследование, оценка и сертификация всех живописно-графических работ, предположительно созданных Сальвадором Дали – за исключением таких малых форм как автографы и каллиграфия – а также работа по полной каталогизации творчества художника. С момента своего создания, в 1994 году, Комиссия изучила более 500 произведений. Она предлагает свои услуги аукционным компаниям, коллекционерам, организациям и частным лицам во всем мире.

В рамках деятельности по предоставлению услуг и уделению должного педагогического внимания, которые соответствовали бы колоссальному интересу и постоянному росту учащихся среди посетителей музеев Дали (они составляют 20 % от числа всех посетителей), при Фонде действует Образовательная служба, для детей и молодых людей всех возрастов – от учащихся начальной школы до студентов бакалавриата,  предоставляющая информацию на различных языках.  Программы посещений музеев были разработаны в соответствии с задачами  процессов обучения  для каждой из категорий учащихся и возрастных групп  по различным тематическим направлениям, что позволяет учащимся расширять представления о богатстве творчества и личности Сальвадора Дали, и в то же время дает им возможность развивать свои собственные творческие дарования в процессе изучения произведений изобразительного искусства.

По назначению испанского государства – универсального наследника Дали – Фонд также является обладателем прав интеллектуальной, индустриальной и изобразительной собственности, как в отношении самого художника, так и его произведений. В этой связи, на международном уровне были выработаны процедуры контроля, авторизации и лицензирования прав, коммерческого контроля за использованием фотографий и других образов, а также уголовного преследования мошенничества и любой нелегальной деятельности, связанной с нарушением этих прав.
Театр-музей Дали

Театр-музей Дали в Фигейрасе является одним из наиболее посещаемых музеев Испании: ежегодно музей посещает более тысячи человек. Он предоставляет уникальную возможность исследовать, познавать и наслаждаться творчеством и мыслью гения. Как говорил сам Дали: „Представляется очевидным то, что есть другие миры, в этом нет сомнений; но, как я уже неоднократно говорил, эти другие миры заключены в нашем, они существуют на земле, и именно в центре купола музея Дали находится совершенно новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма“.

В начале 60-х гг. Сальвадор Дали решил создать собственный музей внутри развалин старого театра в Фигейрасе. В настоящее время его директором является друг и соратник Дали, второй патрон и вице-президент фонда, Антонио Питчот.

Предыстория и создание

Театр Фигейраса, произведение архитектора Рока-и-Броса, был создан между 1849 и 1850 гг., но был частично уничтожен пожаром в конце гражданской войны в Испании в 1939 году. Уцелела лишь периферическая конструкция здания. Перекрытие над ложей бенуара обвалилось, от лож сохранились только проходы, а от сцены – портальная арка и боковые карманы.  Вестибюль и гостиная (теперь – „Благородная гостиная“) были единственными помещениями, которые остались относительно неповрежденными. Несмотря ни на что, можно утверждать, что конструкция здания театра сохранилась, превратившись в фантасмагорические развалины Фигейраса.
В 1961 году,  Рамон Гуардиола, алькальд города, предложил Сальвадору Дали создать музей, посвященный его творчеству. Дали был очарован спектральной зрелищностью театра и выбрал его в качестве местоположения будущего Театра-музея Дали:
„Где, как не в моем городе, должны храниться мои самые сумасбродные и значимые произведения, где как не здесь? Муниципальный театр — то, что от него осталось – показался мне весьма подходящим местом, по трем причинам: во-первых, потому что я являюсь исключительно театральным художником; во-вторых, потому что театр расположен как раз напротив церкви, в которой я был крещен; в-третьих, потому что именно в зале вестибюля театра я провел свою первую выставку живописи“.

Идея собрать все свои произведения в старинном театре Фигейраса воодушевила Дали, и художник целиком посвятил себя реализации этой задачи, контролируя работу и дорабатывая самые мелкие детали на протяжении более десяти лет, вплоть до момента полного воплощения задуманного и официальной церемонии открытия  28 сентября 1974.  Одним из наиболее выделяющихся элементов архитектуры музея является прозрачная ретикулярная конструкция в форме геодезического купола, которая венчает здание – идея,  которую Дали удалось воплотить с помощью гения архитектора из Мурсии Эмилио Переса Пиньеро (1935 – 1972). Купол стал не только эмблемой Театра-музея, но и символом самого города Фигейраса.

Театр-музей Дали в настоящее время

В различных коллекциях, принадлежащих Фонду, представлены все виды произведений изобразительного искусства: живопись, рисунок, скульптура, гравюра, голограмма,  стереоскопия, фотография и т.д. Из них около 1500 произведений находится в экспозиции театра-музея Дали в Фигейрасе.  Театр-музей Дали объединяет три разных музейных объекта, которые предоставляют возможность свободного и индивидуального посещения и осмотра их залов.

-  Театр-музей в строгом смысле слова, созданный на базе  конструкции сгоревшего старинного театра, превращенного в театр-музей (исходя из критериев самого Сальвадора Дали). Этот комплекс представляет собой уникальный художественный объект, где каждый элемент находится в непосредственной идейной связи с целым. Как содержимое, так и содержащий его ансамбль считаются творением Дали.
— Башня „Галатея“: группа залов,  появившихся в результате прогрессивного расширения Театра-музея,  в создании которых участие самого Дали было формальным либо несущественным. В этих залах выставлены работы, включенные в завещание Дали, работы, созданные с помощью оптического монтажа, как стереоскопические, так и анаморфические, а также произведения, представляющие собой недавние приобретения фонда, сделанные им за последние годы.
-  Выставка „ДАЛИ-ДРАГОЦЕННОСТИ“: включает тридцать шесть ювелирных изделий из золота и драгоценных камней из старинной коллекции Оуэма Читама, два из которых было выполнено после смерти Дали, а также двадцать семь рисунков и живописных изображений драгоценных изделий, выполненных Дали на бумаге. Выставка также включает живописное произведение „Апофеоз доллара“ (1965 г.) – картина маслом больших размеров (300 х 400 см), которую Антонио Питчот охарактеризовал как „выражение богатства и полноты жизни художника и в то же время ее краткое обобщение“. Этот комплекс составляет масштабная коллекция произведений, созданных художником между 1941 и 1970 гг.

Театр-музей включает в себя обширный ряд работ, которые характеризуют художественный путь художника — уроженца Ампурдана (округ Каталонии – прим. пер.), начиная с его первых художественных опытов в рамках таких направлений, как импрессионизм, футуризм, кубизм и т.д., а также его сюрреалистических творений,  вплоть до работ, выполненных им в последние годы  жизни. Среди наиболее выдающихся его произведений, выставленных в музее, — „Портрет с l’humanite“*(6) (1923 г.), „Порт Альгер“ (1924 г.), „Спектр сексапильности“ (1932 г.), „Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече“ (1933 г.), „Мягкий портрет с жареным беконом“ (1941 г.), „Галарина“ (1944 – 1945 гг.), „Корзина с хлебом“ (1945 г.), „Атомная Леда“ (1949 г.), „Сферическая Галатея“ (1952 г.) и многие другие.

Также следует отметить комплекс произведений художника, предназначенных им для постоянной экспозиции музея — от живописных и скульптурных работ до сложных монументальных построений. Среди этой группы особо выделяются залы „Мэй Вест“ и „Паласьо дель Вьенто“,  памятник Франсеску Пуджольсу и „Дождливый Кадиллак“.

Хотя экспозицию составляют в основном работы Дали, в ней представлены и произведения других художников, таких как Антонио Питчот и Эварист Вальес, включенные в нее им лично; также на экспозиции представлена частная коллекция Дали -  произведения Эль Греко, Марии Фортуни, Модеста Урхела, Эрнеста Мэйсонье, Марселя Душама и Жерара Ду. Помимо этого, в различных залах театра-музея можно увидеть работы Бугеро, Джона де Андреа, Вульфа Востелла, Майфрена и Эрнста Фукса. После смерти Сальвадора Дали в 1989 году был открыт для посещения склеп, расположенный в старом помещении театральной костюмерной. В 1997 году это помещение было перестроено для размещения коллекции золотых украшений, выполненных по рисункам художника, а также зала, где проводятся временные выставки малого формата.

Театр-музей должен рассматриваться как единое целое, как великое произведение Сальвадора Дали. Все в нем было задумано и спроектировано гениальным художником с тем, чтобы предоставить посетителю возможность получения подлинного сюрреалистического опыта и проникновения в уникальный и пленительный мир его создателя.
Замок „Гала – Дали“

В августе 1996 года был открыт для посетителей  дом-музей „Замок Гала-Дали“ в Пуболе, небольшой местности в регионе Эмпорда, расположенной в 40 км от Фигейраса. Музей находится на попечении фонда „Гала-Сальвадор Дали“. Дом-музей был отреставрирован Главным управлением по вопросам охраны государственного наследия Министерства экономики и финансов, являющимся владельцем здания.

Чердак представляет собой ту часть здания, которая претерпела наиболее значительные изменения в ходе последних реставрационных работ. В настоящее время в нем располагается постоянная выставка гардероба Галы „Парадная одежда Галы“, где представлены разнообразные предметы одежды — от выполненных Кристианом Диором и Пьером Карденом до созданных самим Дали.  Остальная часть замка – за исключением нижнего этажа, помещения которого предназначены для приема посетителей (также здесь располагается магазин дома-музея),  осталась такой же, какой она была в те годы, когда в замке жили Гала и Сальвадор Дали. Производится реставрация  конструкций, мебели и экспонатов с целью восстановления великолепия, утраченного за годы, когда музей был закрыт. В другой части замка был обустроен маленький выставочный зал,  где каждый сезон организуются выставки малого формата, такие как: „Сальвадор Дали. Образы  творца“ (2000 г.), „О мире  изображения и Сальвадоре Дали“ (2001), „Дали и Гауди. Эволюция чувства оригинальности“ (в рамках мероприятий года Дали в 2002 году)., „Дали – мастер графики“ (выставка, совпавшая с годом Графики в 2003 году), „Дон Кихот“ с иллюстрациями Сальвадора Дали“ (2004), и „Dallibres“ (2005 г., выставка посвящена отношениям Дали с книгами).

Замок в Пуболе  — средневековое здание, к которому прилегает церковь,  здание которой организовано вокруг пространства высокого и узкого внутреннего двора, с садом во французском стиле. Строительство замка датировано концом XI века,  формирование современной базовой структуры  здания следует отнести к периоду наибольшего расцвета бароната в Пуболе: вторая половина XIV века – начало XV века.

Елена Ивановна Дьяконова (Гала) [1894 – 1982] 1 июня 1970 года официально оформила  приобретение замка в Пуболе. Двумя годами ранее Сальвадор Дали принял решение о том, чтобы выполнить данное Гале еще в 30-е годы обещание подарить ей замок.

В 1968 году,  в то время как все более быстрыми темпами велись строительные работы по созданию Театра-музея в Фигейрасе, Дали поручил своим помощникам найти замок, который располагался бы неподалеку от его резиденции в Портлигате. Когда ему показали замок в Пуболе, расположенном вблизи от города Жироны и церкви Дельс Анджельс, где Гала и Дали обвенчались в 1958 году, он не колебался ни минуты. Этот подарок стал впоследствии убежищем Галы, куда сам Дали допускался, по его собственному утверждению, только по приглашению.

В 1969 году замок находился в состоянии прогрессирующего разрушения: несколько кровель и крыш обрушилось, в стене образовалась огромная трещина, которая разделила замок на две части и которая раскрывалась как треснувшая корка граната. Сад находился в запустении и был весь охвачен буйной растительностью, что придавало ему романтический облик, который пленил Дали и который постарались сохранить в ходе реставрации. Пространства, образовавшиеся в результате обрушения крыш и решеток, были использованы весьма умело: на их месте были построены залы с высокими потолками, которые контрастируют с более замкнутыми помещениями. Благодаря им удалось остановить разрушение здания, а также решить проблемы, связанные с укреплением конструкции замка, избежав необходимости маскировать следы, оставленные временем.

Еще до момента официального приобретения замка были начаты реставрационные работы под руководством специалиста в области реставрации и друга Дали Эмиля Пиньо.  Была укреплена несущая конструкция здания, но при этом оставлена трещина на одном из его фасадов, поскольку Дали желал, чтобы этот след, как он полагал, катаклизма, произошедшего в прошлом, был сохранен. Был разбит сад, который был украшен скульптурными фигурами слонов с длинными ногами и с фигурами воронов на крупе. Также был построен бассейн, украшенный бюстами Рихарда Вагнера из разноцветной керамики. Различные части замка и сад были украшены живописными изображениями с эффектом „trompe l’oeil“* (7).
 
Эту полуразрушенную обитель Дали и Гала обустраивали иначе:  поддерживали обилие растительности, украшали стены и потолки живописными изображениями. В оформлении тканей занавесок, обивки диванов и кроватей преобладают причудливые барочные элементы. В декоре замка и его интерьеров наблюдается несколько навязчивое преобладание определенной символики: помимо различных символов и животных на каменных щитах замка – бюсты Вагнера, искусственные развалины, гипсовые скульптуры, слоны и другие животные в виде чучел либо каменных фигур.  Все это служило задаче создания атмосферы секретного, замкнутого и таинственного места, внутреннее убранство которого отличалось бы необычайной красотой – как, например, в случае помещения кухни, превращенной в зал для музицирования („Фортепианная гостиная“).

Cальвадор Дали принимал участие в декорировании и оформлении сада, а также нескольких комнат замка, о чем свидетельствуют сохранившиеся предварительные планы. Он выполнил чертежи двух печных труб, по его распоряжению на ворота была помещена буква „G“ (начальная буква имени Галы), символизирующая принадлежность огражденных владений. Также им лично были выполнены несколько произведений специально для замка: большая картина маслом „Дорога в Пуболе“  (1971 – 73 гг.), панель потолка в Гербовом зале, имитации двери и двух радиаторов, фигура Галы в металле и другие небольшие живописные работы, расположенные по всему замку.
Полотно, украшающее потолок в Гербовом зале было выполнено Дали одновременно с панелью для Паласьо дель Виенто Театра-музея в Фигейрасе, и в его центральной части представлена  практически та же тематика. „Мне было достаточно того, что я оформил потолки, чтобы Гала, поднимая глаза, видела меня всегда в своем небе“. Вокруг центрального полотна он изобразил зубцы стен,  которые обрамляют это произведение размером 12 х 8 метров.

В углу Гербового зала величественно возвышается кресло, за спинкой которого изображен пейзаж маслом. Кресло стоит на небольшом пьедестале. Оно должно было служить „троном“ для  Галы. Уже после смерти Галы Дали завершил оформление этого кресла, на котором он сидел во время приема посетителей.

Гала скончалась 10 июня 1982 года в Портлигате, в возрасте 88 лет. Свой последний путь она совершила в Кадиллаке, который сегодня стоит в гараже замка, по дороге на Пуболь, и была погребена в десятинном соборе, в зале, известном как „дельма“.
После смерти Галы Дали не желал оставлять ее одну в склепе и поселился в замке, где следовал тому же самому обету одиночества и уединения, которого когда-то придерживалась и она.  В  годы пребывания в Пуболе художник создал свои последние произведения.

Дали жил в замке в период с июня 1982 года до августа 1984, когда он был госпитализирован, получив ожог в результате пожара, случившегося в его комнате. После выписки из больницы он переехал в Башню Галатея в Фигейрасе, ставшей его резиденцией вплоть до его смерти в 1989 году.

Здесь долгое время протекала повседневная жизнь сначала Галы, а затем самого Дали. Переустройство замка в дом-музей было осуществлено с той целью, чтобы показать малоизвестную до настоящего времени сторону многогранных личностей  Дали и Галы. С этой целью было найдено равновесие между представлением дома-музея как формы вторжения в частную сферу, которая может показаться не вполне уважительной по отношению к ее бывшим обитателям, и рассмотрением ее в более отдаленной перспективе, как бы со стороны, что можно сравнить с  эффектом диорамы, которая позволяет наблюдать только специфические, декоративные виды и явления.
Дом-музей Сальвадора Дали

Спустя год после открытия дома-музея „Замок Сальвадора Дали“ в Пуболе, в сентябре 1997 года был открыт для посещения дом-музей Дали в Портлигате. Так же как и  замок,  дом-музей находится на попечении фонда „Гала-Сальвадор Дали“, а работы по реставрации и здания и приведению его в соответствие необходимым требованиям были проведены Главным управлением по вопросам охраны государственного наследия Министерства экономики и финансов, являющегося владельцем здания.

Особого внимания заслуживает система работы дома-музея:  в силу наличия специфических характеристик здания, а также для обеспечения необходимых условий была установлена система посещения в небольших группах, которые пропускаются в дом-музей каждые 10 минут. Рекомендуется делать предварительную заявку на конкретный день и час посещения.

Посещение дома-музея Сальвадора Дали в Портлигате нужно каждому, кто желает по-настоящему познакомиться с миром художника. Дом-музей расположен в бухте Портлигата, на небольшом расстоянии к северу от Кадакеса, где родился отец художника и где он проводил много времени  в детстве и юности. Помимо дома, посетители имеют возможность познакомиться с окружающей его живописной местностью, представляющей собой уникальный пейзаж,  с которым  Дали с  детства многое связывало и который похож на тот, который представал ему в его снах. Своеобразие рельефа мыса Креус служило источником фантастического вдохновения, которому художник придавал большое значение.

Дом в Портлигате  — это еще одно произведение Сальвадора Дали – того Дали, который искал уединения и покоя, необходимых ему для того, чтобы рисовать. Это была его единственное постоянное место пребывания, где он предпочитал проводить большую часть времени — около шести или семи месяцев в год. Гала и Сальвадор Дали поселились в Портлигате весной 1930 года, приобретя здесь простую рыбацкую хижину. В 1930 году Портлигат был поселком городского типа, состоящим из двух десятков хижин, которые огибала с двух сторон небольшая речушка – уединенное место. С самого начала зеленый и серый цвета пейзажа и оливковых деревьев, примитивные деревенские постройки, скалистый берег и воды маленькой бухты становятся неизменными темами картин Дали.

В 1932 году дом состоял из двух хижин и маленькой пристройки, но уже в 1935 году чета Дали сделала первую важную перестройку, расширив здание. Когда Гала и Сальвадор Дали вернулись из Соединенных штатов  летом 1948 года,  после двенадцати лет отсутствия, они окончательно решили сделать Портлигат своей резиденцией. Дали требовалось место, где он мог бы работать, а также необходимое для того, чтобы содержать в порядке и накапливать те вещи, которые не позволяла хранить их кочевая жизнь прежних времен. С того момента дом постоянно увеличивался, появлялись новые сооружения, пристраивались новые хижины, удовлетворяя все новым потребностям Дали, прежде всего, в организации рабочего пространства, которое соответствовало бы формату и сложности задач художника. Были созданы кабинет, библиотека, спальня; в течение 60-х гг. были также построены овальная гостиная, внутренний двор, летняя столовая и бассейн  (завершен в 1971 году).

В кабинете дома в Портлигате Сальвадор Дали создал такие произведения как: две версии картины „Мадонна Портлигата“ (1949 и 1950 гг.) „Распятие святого Хуана де ла Крус“ (1951 г.), „Тайная вечеря“ (1955 г.), „Открытие Америки Христофором Колумбом“ (1958 – 1959 гг.), „Битва при Тетуане“ (1962 г.), „Апофеоз доллара“ (1965 г.), „Ловля тунца“ (1966 – 1967 гг.) и „Алюциногенный тореадор“ (1969 – 1970 гг.), а также ряд других, многие из которых представляют собой работы крупного формата.

В результате последовательного расширения и изменений возникла своеобразная лабиринтная структура, которая, начиная с исходной точки – входа – рассеивается, в результате чего образуется изгибающийся ряд маленьких, весьма своеобразных помещений с неровными стенами, соединенных узкими проходами и представляющих собой простирающееся на большое расстояние замкнутое пространство. Использованные для украшения помещений предметы — ковры, сухие цветы, гобелены, старинная мебель, чучела животных — делают их особенно уютными. В комнатах представлено огромное разнообразие предметов неравной ценности; их скопление способствует созданию магической атмосферы ансамбля. Во всех этих помещениях имеются щели и отверстия, из которых открывается все тот же вездесущий пейзаж, вид бухты Портлигата.

Реставрационные работы велись два с половиной года. Задачей их являлась демонстрация посетителям ансамбля помещений, где в течение стольких лет  протекала повседневная жизнь Сальвадора Дали и его супруги Галы.

В доме имеются три типа помещений. Первая группа отражает личную жизнь Дали:  вестибюль, столовая, библиотека, спальня и гостиные. В этих помещениях поддерживались порядок и маниакальная чистота, они отделялись от остальной части слегка изогнутым ограждением, с тем, чтобы ориентировать в нужном направлении посетителей, защищать наиболее хрупкие предметы и также служили своего рода „фильтром“. Вторая группа – это комплекс рабочих помещений Сальвадора Дали, мастерская и так называемый „зал моделей“, где представлены самые разнообразные предметы, так или иначе относящиеся к художественной деятельности. За этими комнатами тщательно следили, и доступ в них был весьма ограниченным. Третью группу составляют помещения, предназначенные для приемов и публичных церемоний: летняя столовая, внутренний двор и бассейн. В ходе реставрации они были восстановлены вплоть до мельчайших деталей. К тому моменту они, будучи открытыми,  находились в чрезвычайно запущенном состоянии, и реставрационные работы были произведены с целью воссоздания сценического облика, который они имели в 60-е – 70-е гг.

Чтобы достичь всего этого, была проведена реставрация десятков объектов и сооружений, произведен монтаж и восстановлены некоторые из объектов, играющих значимую роль для воссоздания требуемой обстановки, как, например, книги и произведения, которые Дали имел дома, оригиналы которых входят в коллекцию Фонда. Помимо восстановления художественных объектов и атмосферы, была укреплена конструкция здания, восстановлены и адаптированы к существующим нормам и современным требованиям все установки, разрешены вопросы безопасности  и контроля, осуществляемого в новых условиях,  а также подготовлены дополнительные помещения для музейной деятельности (кабинеты сотрудников, служебные помещения, билетная касса, камера хранения, магазин). Все эти изменения были осуществлены с применением традиционных методов реставрации на основе имеющихся объектов и экспонатов, без использования средств искусственной имитации. Также была произведена реконструкция:  оливковой рощи, на территории внешнего пространства, где были  восстановлены стены сухой кладки,  а также небольшие здания и скульптурные ансамбли, созданные Дали, – в частности, „Христос в развалинах“ (1970), а также лодка у кипариса, ставшая символом дома-музея.

Сноски:

* (1) "Двое" (фр.)
* (2) "Первородный грех" (фр.)
* (3) "Три женщины, имитирующие движения парусника" (фр.) (стр.3)
* (4) "Мои впечатления и личные воспоминания" (каталон.)
* (5) "Освобождение пальцев" (каталон.)  (стр.4)
* (6) "… с человечеством" (фр.) (стр.7)
* (7) "оптического обмана" (фр.) (стр.9)

EspanolEn español   EspanolIn english


10 сентября 2017

Консультации по грамматике современного испанского языка

Каждую неделю по субботам ( время оговаривается предварительно) консультации по грамматике испанского языка,

Любая тема, которая для вас представляется трудной или требует дополнительной тренировки.

 

Подробнее »

04 августа 2017

Новая нулевая группа

16 академических часов. Мини-группа ( до 5 человек )

2 раза в неделю по 2 академических часа.

Занятие с 19-00 по вторникам и пятницам

Стоимость 470 руб.-академический час. Оплата помесяно.

29 июля 2017

Клип об испанской группе из Сарагосы

апрель 2017 при содействиии " Официальной школы иностранныч языков " ( Cарагоса, Испания) была органиована программма " Русский язык среди друзей!

с участием преподавателей и студентов центра. Отличная практика языкового обмена в паре русский-испанский!

Смотрите по  ссылке ниже.

 

Подробнее »

07 июля 2017

Требуется менеджер с испанским языком

Подробнее »

19 июня 2017

Обучение в Испании.

Испанский язык в Испании.  Нашими партнерами являются 
более 50 школ в различных регионах. Запросите дополнительную информацию. Только проверенные школы. С нами вы никогда не переплачиваете.

Подробнее »
Словарь профессиональных переводчиков испанского языка
Слово/фраза на русском/испанском
Сначала выводить результаты из словаря: